Кругобайкалка, старая дорога, КБЖД, Кругобайкальская железная дорога, золотая пряжка стального пояса России — как бы вы ни называли это место на карте Прибайкалья, упоминание о нем всегда вызывает восхищение. Любой человек, однажды увидевший красоту КБЖД, мечтает снова посетить ее тоннели и галереи, мосты и виадуки, ведь ни одна из дорог в мире не имеет такого количества рукотворных объектов.
КБЖД — это железнодорожная ветка от ст. Култук до ст. Байкал, длиной 84 километра. Этот участок уцелел после затопления большой части Кругобайкальской железной дороги в результате строительства Иркутской ГЭС.
В 1891 г. Александр III издает указ о начале строительства Транссибирской магистрали — железной дороги через всю Сибирь. Изыскательские работы по прокладке путей вдоль Московского тракта начались одновременно с обеих сторон: из Челябинска и Владивостока. С 1896-го по 1899 г. прокладывается ж/д на участке от Иркутска до порта Байкал.
В 1957 г. — от Иркутска до Слюдянки построена новая железнодорожная дорога через долины рек Иркут и Олха; старый же путь был затоплен.
На начальном этапе возведения КБЖД было задействовано 2700 человек, позднее на всем протяжении строительства уже трудилось около 15 000 человек. Это были вольнонаемные рабочие из центральных губерний России, Западной Сибири,
Забайкалья, а также ссыльные поселенцы и буряты. Инженерный состав был приглашен из Италии, Латвии, Польши и Албании. Среди рабочих-каменотесов также встречались иностранцы — итальянцы и албанцы. При отделке тоннелей применялась особая кладка камня: при ней он не обрабатывался, а подбирался по форме. Сложным и дорогим было
обеспечение строительства материалами. Практически все надо было привозить, за исключением камня и леса. С целью обеспечения строительства необходимыми материалами была использована временная железная дорога длиной 170км. Для перевозки грузов использовались два парохода и баржа, а также шесть пароходов-подрядчиков. Пробивка тоннелей производилась с помощью взрывчатки, но вручную. При строительстве строителям пришлось столкнуться с огромными трудностями, путь преграждали многочисленные утесы и врезающиеся в Байкал мысы, трещины горных пород, вывалы грунта, бессчетные реки и ручьи, суровые погодные условия. Для размещения железнодорожного пути в скалах повсеместно вырубали полки, ставили подпарные стенки для расширения и укрепления дорожного полотна, прорубали тоннели сквозь мысы и утесы, возводили мосты и виадуки через реки и бухты озера Байкал. Многие реки и ручьи из-за их крутого нрава пришлось одеть в каменные желоба, трубы, лотки. Укрепляли даже скалы. Всего строители возвели 424 инженерных сооружения, из них 38 тоннелей общей протяженностью 7271 м (сейчас фактическая длина тоннелей с учетом их полной достройки составляет 9082 м). Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты было переброшено 6 мостов,
16 отдельно стоящих галерей, 280 подпорных стенок различного назначения протяженностью 29 км (самая известная — итальянская, настоящее инженермое чудо КБЖД).
Длина тоннелей составляет 35-778 м, самые протяженные из них Половинный — 778 м, Каторжный — 538 м, Хабартуй — 548 м.
КБЖД называют золотой пряжкой не только за редкую красоту, но и потому, что строительство этой железной дороги обошлось царскому правительству крайне дорого (только в 1901 г. на строительство КБЖД было выделено около 3 млн рублей золотом).
Кругобайкалиская железная дорога история строительства
Отсчет километров на КБЖД ведется от ст. Иркутск-Сортировочный. Станция Порт Байкал расположена на 72-м километре от этой точки. 72-й км. Ст. Порт Байкал. Здесь находятся турбазы «Порт Байкал» и «Кругобайкальская». Эта
станция, конечный либо начальный пункт маршрута старой дороги, находится у истока единственной вытекающей из священного озера реки — Ангары. Исток своенравной дочери Байкала стоит увидеть хотя бы потому, что он является самым широким в мире (863 м). Путешественникам любят рассказывать древнюю легенду о том, как батюшка Байкал не отпускал любимую дочь Ангару к возлюбленному Енисею, а та вздумала бежать и отец кинул ей в след камень, который сегодня известен как выступающий из воды Шаман-камень — культовое место для шаманов и объект интереса туристов.
Пешком или поездом — вот дилемма… По КБЖД лучше пройтись пешком. Особенно приятно это сделать золотой осенью. Кто не привык путешествовать пешком, может рассмотреть вариант с обзором достопримечательностей из окна вагона. Сейчас по дороге курсирует один рабочий поезд, состоящий из тепловоза и двух вагонов. Местные называют его мотаней — он мотается от станции к станции, перевезя продукты и путешественников. Более требовательные к комфорту пассажиры могут приобрести билеты на «Кругобайкальский экспресс» по направлению Иркутск — Слюдянка — Порт Байкал (Слюдянка — Култук — Ангасолка — Шарыжалгай — Маритуй — Половинная — Шумиxa — Уланово — Порт Байкал) Поездку по КБЖД можно совместить с дальнейшим отдыхом на одной из турбаз компании «Нордекс», «Лесная сказка», «Кругобайкальская».
Подобрать тур
© 2000- 2024 Синдбад - агентство великолепного отдыха