ЛУЧШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Тел.: (3952) 20-19-88, 20-19-93 моб. +7 (924) 823-18-88     |     E-mail: info@sindbadi.ru

             О КОМПАНИИ     |     КОНТАКТЫ

ПОДОБРАТЬ ТУР

 КБЖД

Кругобайкалка, старая дорога, КБЖД, Кругобайкальская железная дорога, золотая пряжка стального пояса России — как бы вы ни называли это место на карте Прибайкалья, упоминание о нем всегда вызывает восхищение. Любой человек, однажды увидевший красоту КБЖД, мечтает снова посетить ее тоннели и галереи, мосты и виадуки, ведь ни одна из дорог в мире не имеет такого количества рукотворных объектов.

КБЖД — это железнодорожная ветка от ст. Култук до ст. Байкал, длиной 84 километра. Этот участок уцелел после затопления большой части Кругобайкальской железной дороги в результате строительства Иркутской ГЭС.

Немного истории

В 1891 г. Александр III издает указ о начале строительства Транссибирской магистрали — железной дороги через всю Сибирь. Изыскательские работы по прокладке путей вдоль Московского тракта начались одновременно с обеих сторон: из Челябинска и Владивостока. С 1896-го по 1899 г. прокладывается ж/д на участке от Иркутска до порта Байкал.

В 1957 г. — от Иркутска до Слюдянки построена новая железнодорожная дорога через долины рек Иркут и Олха; старый же путь был затоплен.

На начальном этапе возведения КБЖД было задействовано 2700 человек, позднее на всем протяжении строительства уже трудилось около 15 000 человек. Это были вольнонаемные рабочие из центральных губерний России, Западной Сибири,
Забайкалья, а также ссыльные поселенцы и буряты. Инженерный состав был приглашен из Италии, Латвии, Польши и Албании. Среди рабочих-каменотесов также встречались иностранцы — итальянцы и албанцы. При отделке тоннелей применялась особая кладка камня: при ней он не обрабатывался, а подбирался по форме. Сложным и дорогим было
обеспечение строительства материалами. Практически все надо было привозить, за исключением камня и леса. С целью обеспечения строительства необходимыми материалами была использована временная железная дорога длиной 170км. Для перевозки грузов использовались два парохода и баржа, а также шесть пароходов-подрядчиков. Пробивка тоннелей производилась с помощью взрывчатки, но вручную. При строительстве строителям пришлось столкнуться с огромными трудностями, путь преграждали многочисленные утесы и врезающиеся в Байкал мысы, трещины горных пород, вывалы грунта, бессчетные реки и ручьи, суровые погодные условия. Для размещения железнодорожного пути в скалах повсеместно вырубали полки, ставили подпарные стенки для расширения и укрепления дорожного полотна, прорубали тоннели сквозь мысы и утесы, возводили мосты и виадуки через реки и бухты озера Байкал. Многие реки и ручьи из-за их крутого нрава пришлось одеть в каменные желоба, трубы, лотки. Укрепляли даже скалы. Всего строители возвели 424 инженерных сооружения, из них 38 тоннелей общей протяженностью 7271 м (сейчас фактическая длина тоннелей с учетом их полной достройки составляет 9082 м). Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты было переброшено 6 мостов,
16 отдельно стоящих галерей, 280 подпорных стенок различного назначения протяженностью 29 км (самая известная — итальянская, настоящее инженермое чудо КБЖД).

Длина тоннелей составляет 35-778 м, самые протяженные из них Половинный — 778 м, Каторжный — 538 м, Хабартуй — 548 м.

КБЖД называют золотой пряжкой не только за редкую красоту, но и потому, что строительство этой железной дороги обошлось царскому правительству крайне дорого (только в 1901 г. на строительство КБЖД было выделено около 3 млн рублей золотом).

Кругобайкалиская железная дорога история строительства

 

Наше время

Отсчет километров на КБЖД ведется от ст. Иркутск-Сортировочный. Станция Порт Байкал расположена на 72-м километре от этой точки. 72-й км. Ст. Порт Байкал. Здесь находятся турбазы «Порт Байкал» и «Кругобайкальская». Эта
станция, конечный либо начальный пункт маршрута старой дороги, находится у истока единственной вытекающей из священного озера реки — Ангары. Исток своенравной дочери Байкала стоит увидеть хотя бы потому, что он является самым широким в мире (863 м). Путешественникам любят рассказывать древнюю легенду о том, как батюшка Байкал не отпускал любимую дочь Ангару к возлюбленному Енисею, а та вздумала бежать и отец кинул ей в след камень, который сегодня известен как выступающий из воды Шаман-камень — культовое место для шаманов и объект интереса туристов.

  • 76-й км. Современные наскальные писаницы конца XX века, расположены в выемках железной дороги на скалах мыса Зобушка.
  • 79-й км. Пикниково-парковая зона «Серебряный ключ».
  • 80-й км. Здесь находится научная экспериментальная база Центра сохранения историко-культурного наследия.
  • 81-й км. Миниатюрная подпорная стенка в скальной выемке — первое из подобных сооружений на КБЖД со стороны ст. Байкал.
  • 82-84-й км. Первые три тоннеля на КБЖД со стороны ст. Байкал.
  • 84-й км. Железнодорожный виадук балочного типа, тоннель и мощная волноприбойная стенка.
  • 87-й км. Тоннель № 5 с пристроенной к восточному порталу высокой подпорной стенкой.
  • 90-й км. В пади Каторжанка сохранился каменный карьер, где добывался и обрабатывался камень для
    строительства. В выемке находится одна из самых мощных и высоких подпорных стенок. На берегу руины здания электростанции.
  • 91-й км. Мыс Толстый, далеко выступающий вБайкал.I
  • 97-й км. Однопутная галерея № 5 «Широкая» (100 м). Стоит в стороне от действующей дороги.
  • 98-й км. Ст. Хвойная (Уланово). Единственная из станций, которую после превращения участка в тупиковый ликвидировали. Здесь расположена туристическая база «Хвойная», здания которой были отреставрированы в стиле модерн начала XX века.
  • 99-й км. На берегу Березовой бухты тоннель № б обрывается в воду. Ранее здесь был мост протяженностью 123,5 м — самый большой на КБЖД.
  • 100-й км. Обводный тоннель № 9 протяженностью
  • 500 м. Имеет особое оформление порталов, каждый из которых обрамлен выступающими колоннами. Из тоннеля имеются боковые выходы на бухту Березовую.
  • 102-й км. Подпорная стенка «Итальянская» — одно из красивейших мест Кругобайкалки. Свое название
    она получила в честь арок, напоминающих архитектуру Италии. Над проектом стены работал итальянец по фамилии Феррари. На этом же отрезке пути находится галерея № 7 «Большая Шумихинская», построенная для защиты дороги от камнепада. Здесь же расположена туристическая база «Шумиха».
  • 103-й км. Здесь расположена одна из самых больших, монументальных стенок из тесаного камня.
  • 104-105-й км. Белая выемка расположилась на мысе Ивановском — выступ из белого мрамора с сочетанием редких пород и минералов (их здесь обнаружено около 70).
  • 106-й км. База Института ядерных исследований (здесь под водой с 1993 г. работает Байкальский нейтринный телескоп).
  • 109-й км. Самый длинный и прямой тоннель № 12 «Половинный», его протяженность 778 м.
  • 110-й км. Падь Половинная. Одно из наиболее любимых туристами мест отдыха. Живописная долина реки Половинной расположилась между Чайкиным утесом и мысом Половинный, сквозь которые проходят два тоннеля: самый короткий и самый длинный. Здесь расположен гостиный двор «Лесная сказка».
    119-120-й км. Ст. Маритуй. В долине реки Маритуй расположен поселок.
    123-й км. Комплекс «Киркирейский». Два параллельных друг другу тоннеля, которые были проложены в разное время: тоннель № 18 и новый тоннель 1 Sbis. Сделано это было из-за постоянных горных обвалов и неукротимой реки Киркирей.
  • 130-й км. Шабартуйский комплекс искусственных сооружений: железный мост первого пути с пролетом между каменными опорами и двухпролетный арочного типа, железобетонный виадук.
  • 133-й км. Птичий базар, величественный 300-метровый утес. Единственное место гнездования серебристой чайки с мая по август.
  • 137-й км. Туристическая база «Центр деловых связей ВСЖД» класса люкс, расположенная в распадке реки Шарыжалгай.
  • 138-й км. Туристическая база «Шарыжалгай».
  • 139-140-й км. Мысы Малая и Большая Крутая Губа пронизаны тоннелями, ограждают от ветровдолину реки и бухту с пляжами, которые разделяют парные виадуки.
    144-145-й км. Долина ручья Хабартуй с разрушенным зданием электростанции.
  • 149-й км. Старая Ан гасол ка. Каменный арочный виадук «Ангасольский» через рекуАнгасолку. Культурно-выставочный центр в Старой Ангасолке известен как Дом-музей Николая Рериха на Байкале. Великий художник, путешественник, ученый и писатель останавливался здесь со своей семьей в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет и Индию. В залах дома-музея собраны репродукции полотен таких художников эпохи Возрождения, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, а картины самого Николая Рериха — оригинальные и загадочные работы, посвященные Гималаям, Тибету и мифической горной стране Шамбале, а также полотна, посвященные святым, монахам, храмам и монастырям. В этих же залах посетители дома Рериха могут взглянуть на галерею фотографий членов знаменитой семьи.
  • 152-й км. Тоннель № 39 «Киркидайский», последний по счету от порта Байкал.
  • 156-й км. Ст. Култук
  • 166-й км. Ст. Слюдянка — архитектурное произведение из белого и розового мрамора.

Пешком или поездом — вот дилемма… По КБЖД лучше пройтись пешком. Особенно приятно это сделать золотой осенью. Кто не привык путешествовать пешком, может рассмотреть вариант с обзором достопримечательностей из окна вагона. Сейчас по дороге курсирует один рабочий поезд, состоящий из тепловоза и двух вагонов. Местные называют его мотаней — он мотается от станции к станции, перевезя продукты и путешественников. Более требовательные к комфорту пассажиры могут приобрести билеты на «Кругобайкальский экспресс» по направлению Иркутск — Слюдянка — Порт Байкал (Слюдянка — Култук — Ангасолка — Шарыжалгай — Маритуй — Половинная — Шумиxa — Уланово — Порт Байкал)  Поездку по КБЖД можно совместить с дальнейшим отдыхом на одной из турбаз компании «Нордекс», «Лесная сказка», «Кругобайкальская».


Подобрать тур  




Туры

41000

Экскурсионный тур на Байкал 

Посмотреть все туры