ЛУЧШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
22
ФевОдним из наиболее распространенных способов знакомства с краем является автомобильное путешествие. Разветвленная сеть дорог позволяет доехать до большинства интересных географических объектов Прибайкалья. Автомобильная
дорога проходит по всему побережью Малого Моря, вдоль острова Ольхон. От южной оконечности Байкала
(пос. Култук) до Баргуэинского залива (восточное побережье Байкала) дорога идет по берегу на протяжении 380 км (за исключением заболоченной дельты р. Селенги). На автомашине можно попасть в Чивыркуйский залив. До озера Хубсугул (Монголия) из Иркутска дорога лучше и ближе, чем от Улан-Батора. Строится дорога от Качуга на БАМ, и скоро можно будет путешествовать на автомобиле из Иркутска в Северобайкальск, минуя Братск.
Хорошая асфальтированная дорога ведет в Тункинский национальный парк, на Окинское плато в Восточном
Саяне, на р. Лену. Для желающих испытать себя бездорожьем — большой выбор труднопроходимых таежных дорог. Неслучайно сибирские дороги в 1990 г. были выбраны для организации автомобильного пробега по бездорожью Camel Trophy-Байкал.
Передвижение на автомашине в ряде случаев сказывается более быстрым и надежным, чем на катере. Так, до Малого Моря можно гарантированно доехать на автомашине в любой день за 4-5 часов. На автомашине путешествие возможно зимой и в межсезонье, когда на Байкале штормит или он покрыт льдом.
Самое благоприятное время для организации автомобильных туров — с мая по сентябрь, когда устанавливается теплая летняя погода. Но также увлекательно совершить путешествие и по льду озера в марте — апреле. В последние годы бурно строятся кемпинги, мотели, небольшие туристические заимки. Теперь есть возможность останавливаться для ночлега в
достаточно комфортабельных домах, где вас накормят, предложат посетить баню или ^ауну, но количество таких мест остается ограниченным. Поэтому чаще все необходимое для проживания и приготовления пищи нужно везти с собой, особенно когда маршрут проходит в стороне от оживленных автомобильных дорог и туристических баз.
Расстояние от Иркутска (по автодорогам в км)
Протяженность маршрута от Иркутска до Улан-Удэ — 465 км, от Иркутска до Чивыркуйского залива — 700 км.
Автозаправочные станции: Иркутск, перед поворотом на Смоленщину (12 км), Шелехов, Моты, Култук, Слюдянка,
Байкальск, Танхой, Бабушкин, Каменок, Селенгинск, Ильинка, Турунтаево, Турка, Усть-Баргузин, Баргузин, Курумкан. Проблем с бензином на маршруте не возникает.
Продолжительность автомобильного путешествия — 4-6дней.
Первый день: Иркутск — Турка (602 км, время в пути 910 часов). Паромная переправа в Татаурово. Ночевка в палатках на песчаных дюнах берега Байкала за пос. Турка, или на турбазах на берегу Посольского сора, или ю Котокельском.
Второй день: Поселок Турка — поселок Усть-Баргузин (97 км) поселок Суво (85 км). Экскурсия на песчаные дюны
побережья Живописные скалы в окрестностях поселка Суво. Ночевка в палатках выше поселка Суво.
Третий день: Поселок Суво — поселок Курумкан (100 км, с посещением Аршана) — курорт Алла (20 км). Поход вверх
по долине реки Аллы. Ночевка на курорте Алла.
Четвертый день: Курорт Алла — берег Баргузинского залива (170-180 км). Отдых на песчаном пляже.
Пятый день: Пос. Курбулик (30 км) или пешеходная экскурсия в горы полуострова Святой Нос. Отдых на
Чквыркуйском заливе.
Шестой день: Возвращение в Иркутск (700-750 км).
(98 км, хорошая горная асфальтированная дорога)
Живописная дорога проходит через густую сибирскую тайгу Прибайкальских гор. На всем протяжении пути
рядом с дорогой густые таежные заросли с ягодниками и кедрачами. О богатствах тайги напоминают редкие продавцы кедровых орехов и шишек на обочине. Дорога часто поднимается в горы, откуда видны бескрайние таежные пространства, в хорошую погоду на горизонте заснеженные пики Восточного Саяна. Узкая извилистая дорога с крутыми подъемами и спусками требует повышенного внимания водителей, особенно в период осенне-зимнего гололеда, из-за которого скорость движения замедляется до 10-15 км/ч.
ШЕЛЕХОВ. Город расположен в долине рек Олха и Иркут, в 16 км от Иркутска. Первые русские поселения в
долине реки Иркута — Введенская слобода и Баклашинская деревня упоминаются в летописях XVII в. рабочий поселок на месте современного города Шелехова был основан в 50-х гг., статус города присвоен 27 января 1962 г. Молодой город назван по имени Г. И. Шелихова.
КУЛТУК, поселок. Отсюда виден один из старейших населенных пунктов Восточной Сибири пос. Култук. Култукский острог поставлен весной 1647 г. дружиной Ивана Похабова. Внизу, по берегу Байкала, проходит Кругобайкальская железная дорога. Напротив поселка отчетливо виден Шаманский мыс, на полкилометра вдающийся в Байкал. В прошлом он был местом для совершения религиозных обрядов. Буряты называли этот мыс Айха-Шулун — «страшный камень». Нa мысе имеются пляжи, на которых любят загорать и купаться дети.
Температура воды летом здесь более высокая, чем в других районах побережья, и в августе она повышается до 17-19’С.
Слово «култук» тюркского происхождения и означает «залив, угол, тупик». По имени этого залива назван
южный ветер на Байкале — култук, обычно приносящий дождливую погоду на озеро.
В пос. Култуке дорога раздваивается: одна ведет в УланУдэ, другая — в Тункинскую долину и в Восточный Саян.
Из пос. Култука начинается дорога (А-164) до пос. Монды (206 км) на границе с Монголией.
Побережье южной оконечности оз. Байкал представляет собой индустриально освоенный район. По берегу, ниже шоссейной дороги, проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. От пос. Култук до Байкальска (48 км) широкая современная дорога идет по горным склонам Хамар-Дабана. Из машины непрерывно можно любоваться Байкалом.
СЛЮДЯНКА. Первое упоминание о поселении людей в южной оконечности оз. Байкала относится к 1647 г. Название Слюдянка получила от имени речки, в которой еще в XVIII в. были обнаружены залежи слюды (флогопита). В 1905 г. после прокладки Транссиба открылась железнодорожная станция с единственным в мире вокзалом, целиком построенным из байкальского мрамора. Слюдянку заслуженно называют •минералогической жемчужиной Прибайкалья», здесь с XIX в. добывали слюду, а в настоящее время добывают мрамор. В долине Слюдянки сохранились старые шакты, в которых до сих пор любители минералов пополняют свои коллекции. С 1925 г. Слюдянка становится рабочим поселком. С 1936 г. — городом. В настоящее время в Слюдянке работают 22 предприятия.
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК ЧЕРСКОГО. Вверх по долине р. Слюдянка идет популярная 25-километровая тропа на гору Черского (2085 м), рядом с которой, у подножия горы, находится живописное высокогорное озеро с очертаниями сердца. Гора носит имя польского ученого, исследователя Байкала, геолога и географа И.Д. Черского (1845-1892), сосланного в Сибирь за участие в польской революции 1863 г. Маршрут для физически подготовленных людей проходится за воскресные дни с одной ночевкой. Вверх по реке Слюдянке до старого мраморного карьера (8 км) идет хорошая грунтовая дорога. Далее начинается торная тропа вдоль реки, которая в 17 км от пос. Слюдянка, после крутого подъема, выводит на большую Казачью поляну. Еще один крутой пыхтун, особенно тяжелый зимой — снега выпадает по пояс, и тропа выходит на водораздел рек Слюдянка и Подкомарная. Здесь, на высоте 1000 м над уровнем Байкала, находится метеорологическая станция. От метеостанции на первый голец зигзагами поднимается каменистая тропа (2,5 км) — бывший Кяхтинский тракт. По узкому скалистому гребню тропа поднимается на второй голец и выводит на вершину.
РЕКА УТУЛИК — одна из наиболее популярных и известных среди туристов рек Центрального ХамарДабана. Популярна среди водников, прохождение реки Утулика является походом 3-й категории сложности (протяженность пешей части 38 км, протяженность сплава 55 км, продолжительность 5-6 дней, сезонность июнь-август). Спортивный сплав по реке Утулик доступен только опытным туристам-водникам. Долина реки стиснута скалами и делает крайне затруднительными пешие выходы с водного маршрута. Сложные пороги нижнего течения многие годы были ареной соревнований туристов-водников самого высокого уровня. Общая длина — около 82 км, площадь водосбора — 959 км2 .
РЕКА ХАРА-МУРИН — вполне доступная для пешего прохождения. Общая длина около 85 км, площадь водосбора 1130 км2 . Среднегодовой расход в устье составляет 22,7 мз/с, наибольший расход в летние месяцы достигает 55 мз/с. Долина реки сравнительно широкая, за исключением двух участков среднего течения, где около 5-7 км русло проходит среди
отвесных скальных каньонов.
ГОРОД БАЙКАЛЬСК (17,3 тыс. жителей в 1997 г.) начал строиться в апреле 1960 г. вместе со строительством целлюлозно-бумажного комбината, вокруг которого длительное время ведутся дискуссии на тему
загрязнения озера.
За Байкальском дорога отходит в глубь берега, и Байкал из окон автомобиля виден реже. Перед мостом через
р. Снежная, на левом берегу реки (183 км), можно свернуть к живописным лесным озерам (5 км от тракта,
7 км от оз. Байкал).
Популярные среди отдыхающих Теплые озера находятся в густом лесу у подножия гор. За Изумрудным озером выделяется правильная пирамидальная гора, густо заросшая лесом до самой вершины, под названием Шапка Мономаха. Озеро Изумрудное, самое большое в группе Теплых озер, имеет глубину более 47 метров. Озеро Сказка, меньшее из трех Теплых озер, расположено у подножия горы Шапка Мономаха, за горой Верблюжьей южнее озера Изумрудного, к нему ведет хорошая тропа, по которой можно выйти в долину р. Снежной. Озеро Сказка, глубиной 2 метра, имеет топкие торфянистые берега. Берега озера Изумрудного имеют охранную зону, установка палаток на его берегу запрещена. Дикие туристы обычно останавливаются на берегу реки Снежной. По автодороге теперь можно проехать за шлагбаум, мимо туристической базы выше по течению реки, еще около километра (раньше эта дорога была перегорожена бетонными блоками). На берегу реки много мест для стоянок. А если не пожалеть подвеску автомашины, то можно преодолеть один прижим с крупными камнями и проехать еще около 5—6 км вверх по долине в направлении пика Любви.
По р. Снежной проходит административная граница между Иркутской областью и Республикой Бурятией. По
долине этой реки проходит тропа к популярным среди туристов Соболиным озерам.
ХАМАР-ДАБАН (Ореховый перевал). Хамар-Дабан представляет собой систему горных массивов шириной от 40 до 90 км с округлыми формами вершин без резко выраженного гребня. Горные вершины, гольцы, лишены растительности и достигают высоты 2000-2300 м над уровнем моря. Максимальная высота хребта 2371 м (гора Хан-Ула). Горная цепь тянется вдоль юго-восточного берег» Байкала на 350 км. Горы круто обрываются к Байкалу , являются естественной преградой для воздушных ПОТОКОЕ переносимых через Байкал. Осадков здесь выпадае больше, чем на смежных пространствах Сибири.
Основные реки — Утулик, Хара-Мурин, Снежная, Безымянная, Солзан, а также Бабха, Харлахта и Лангатуй. Туристские маршруты тяготеют к тропам по долинам рек и вдоль хребтов, разделяющих долины рек, причем наиболее популярными являются Хамар-Дабанская дорога, а также Игумновский почтовый тракт, выходящий в верховьях реки Снежной на ХамарДабанскую дорогу.
Большинство автомобильных дорог в Хамар-Дабане не сквозные и пробиты либо на ягодники и кедрачи, либо в лесхозы. Со стороны Тункинской долины сквозных дорог через Хамар-Дабан нет, со стороны Байкала можно проехать через Хамар-Дабан на Гусиное озеро и до лесхоза «Таежный» из Бабушкина.
РЕКА СНЕЖНАЯ — самая крупная и многоводная из рек, стекающих с северного склона Хамар-Дабана. Общая
длина около 173 км, площадь водосбора 3020 км2 . Среднегодовой расход в устье составляет 53,4 мз/с, наибольший расход в летние месяцы достигает 110 мз/с. Для прохождения вдоль берегов доступны участки нижнего течения, а также частично среднего и верхнего течения.
РЕКА ЛАНГАТУИ — одна из ключевых рек на туристской карте Центрального Хамар-Дабана, идет почти параллельно долине Хара-Мурина, отделяясь от него узким водораздельным хребтом. Общая длина около 32 км, расход воды в устье в летние месяцы составляет 15 мз/с. С рекой связан путь через Хамар-Дабан, Продоложенный в 40-х годах XIX столетия по инициативе и на средства известного кяхтинского купца Н.М. Игумнова. пригородной зоной отдыха.
РЕКА БАБХА — небольшая река, но одна из самых известных в туристской среде. Долина реки самым коротким путем выводит в красивейший горный узел с часто посещаемыми альпийскими вершинами, хорошо видимыми с автомобильной дороги и берега Байкала.
БАБУШКИН (с 1941 г. — город, ранее пос. Мысовск). Население: 7,3 тыс. жителей (1992). Основан в 1892 г.Назван по имени И.В. Бабушкина, известного революционера-большевика, соратника В.И. Ленина, расстрелянного здесь царской карательной экспедицией. Недалеко от ст. Мысовой белогвардейцы расстреляли и потопили ледокол «Байкал». Версии о судьбе паромаледокола «Байкал» противоречивы. Из Бабушкина, вверх по долине реки Мысовой через перевал Хамар-Дабан, идет старая лесовозная дорога на озеро Гусиное (федеральная трасса Улан-Удэ — Кяхта). Лесная дорога через Хамар-Дабан занимает целый день, много развилок, и из-за незнания дорог легко сбиться с правильного пути. На реке Удунгушке, впадающей в озеро Гусиное, можно остановиться для отдыха. Как правило, до паромной переправы в пос. Татаурово едут без остановок. При необходимости можно переночевать на одной из турбаз Посольского сора,
берега которого сплошь застроены домиками и корпусами для туристов. Здесь можно взять напрокат лодку или катамаран.
Посольские песчаные косы, Северная и Южная, имеют на топографических картах общее название — полуостров
Карга, отделяют залив Посольский сор, вода которого летом хорошо прогревается. Южная коса имеет длину 7 км — это самая протяженная молодая коса на Байкале. Ширина ее колеблется от 30 до 200 м. Северная коса после подъема уровня воды в Байкале, вызванного подпором Иркутской ГЭС, интенсивно размывается и отмирает. В стороне от дороги на расстоянии 25-30км находится дельта р. Селенги, крупнейшего притока Байкала. На побережье Посольского сора
расположено около 60 баз отдыха, в зоне отдыха «Байкальский прибой» на 2005г. насчитывается 37 баз отдыха, в зоне
отдыха «Култушная» — 22 туристическихбазы.
Прибрежная низменность в районе впадения в Байкал р. Селенги очень обширна. Она простирается на расстояние около 100 км вдоль байкальского побережья. Средняя часть низменности занята речной дельтой, к которой по сторонам примыкают широкие Древние террасы озера, невысоко поднятые над водой. Подходы судов к берегу в- этих местах проблематичны из-за песчаного мелководья и непредсказуемого изменения подводного рельефа за счет песчаных выносов в озеро с речной водой Селенги. Трудность подхода судов к берегу, отсутствие автомобильных дорог из-за заболоченности дельты и обилие комаров отпугивают от этих мест отдыхающих, хотя на песчаных косах имеются
многочисленные дикие места с песчаными буграми и хорошо прогреваемым мелководьем, на котором можно долго купаться в теплой воде. Дельта реки Селенги привлекательна в первую очередь для орнитологов. Для знакомства с дельтой нужна небольшая моторная лодка.
РЕКА СЕЛЕНГА. Протяженность 1024 км. Площадь бассейна 447 тыс. км2. Крупнейший приток Байкала. Селенга приносит около половины объема речных вод в Байкал. Образуется слиянием рек в Монголии Идэр и Мурэн. Судоходна до г. Сухэ-Батора (на р. Орхоне). Соединяется с озером Хубсугул, через приток — р. Эгийн-Гол, вытекающий из озера. В апреле 2003 г. по гидросистеме оз. Хубсугул — р. Эгийн-Гол — р. Селенга оз. Байкал осуществлен первый туристический проход на судне на воздушной подушке «Хивус-6».
ЗАЛИВ ПРОВАЛ. В 1862 г. при десятибалльном землетрясении в северной части дельты Селенги ушел под воду на глубину 8 м участок суши площадью 200 км2 с 6 улусами, в которых проживало 1300 человек, и образовался новый залив Провал.
ОТ ТАТАУРОВО ДО УЛАН-УДЭ. Если паром не работает, можно проехать на Чивыркуйский залив через Улан-Удэ.
Эта дополнительная петля составит около 100 км по хорошей асфальтированной дороге, которая большей частью идет по ровной долине, только один раз поднимается в горы после ст. Мандрик и вскоре опять спускается к р. Селенга.
ПОЗНАЯ «КЕДР». Находится в 15 км до г. Улан-Удэ. Имеются банкетный зал, междугородный телефон.
Источник: Дайджест «Вокруг Байкала»
© 2000- 2024 Синдбад - агентство великолепного отдыха